К теме коркодила
Jan. 2nd, 2014 10:52 amк посту ---
pesreakzii в К теме коркодила
Оригинал взят у
Да-да,того самого. Которого установили летом в виде фонтана в Волгограда.И которому уже 3ды принесены кровавые жертвоприношения. В том числе и детские.

Древнерусское и церковнославянское слово «коркодилъ» Происходит от греч. κροκόδειλος «крокодил, ящерица». Современное русское слово «крокодил» — (по мнению филологов) заимствовано с запада, возможно от немцев Krokodil приблизительно в ХVI веке. Есть ещё попытка вывести происхождение слова от славянского слова «корка», имея ввиду грубую шкуру крокодила. Наверное, в этом случае мы имеем дело с народной этимологией. Подобно тому, как поморы называли Стокгольм, Стекольным, по созвучию и из-за того, что там производили стекло. Впрочем, среди славянских демонов болезней, встречающихся в русских заговорах есть, двенадцать сестриц трясовиц - лихорадок. Имена их известны. Так вот одну из них именуют Коркодия. Может быть, есть связь между именем этой демоницы и вполне плотского коркодила? Не знаю. Не исключено, что тут есть и какая-то параллельная этимология слова, возникшая на славянской почве. Упомянул об этом, только для того, чтоб заинтересовать исследователей, которые может быть, будут разрабатывать далее эту тему.
Я далее буду употреблять слово «коркодил», в тех случаях, когда речь идёт не о известных нам животных – крокодилах, а о некоем существе, похожем на крокодила, которое на Руси называлось «коркодил». На поверку, оно может оказаться и ящерицей и тритоном и саламандрой. Мы не знаем точно, что это было за животное. Возможно, то обстоятельство, что русских коркодилов именуют не русским названием и подвигло Бориса Александровича искать другое - славянское слово для их обозначения. Может, так постепенно, перебирая варианты, он и пришел к термину «ящер».

Дело, так же, в том, что коркодилы ни когда не обожествлялись на Руси. Они воспринимались как зловредные животные, причиняющие людям всяческие неудобства, и более ни как. Тот случай, что колдун Волхов оборачивался в коркодила, совершенно не делает коркодила славянским богом. Оборачиваться на Руси любили и в волков и в лягушек и в свиней… и это ничуть, не сделало этих животных богами. Цитируя сообщения о коркодилах, как доказательство существования ящера, надо помнить, что коркодилы воспринимались всегда без симпатии и не считались богом, а слово ящер и вовсе не употреблялось, ни в качестве названия животного, ни в качестве имени бога.
Перечислим в хронологическом порядке известные нам сообщения о коркодилах.
Первое из известных сообщений о коркодилах мы не можем точно датировать. но было это в легендарные времена. Два племенных вождя - Словен и Рус - начали искать во Вселенной "места благопотребна", "яко орли острокрилатии перелетаху сквозе пустыня". Спустя 40 лет блужданий они достигли огромного озера, названного в честь сестры Словена Илмеры. На берегу Волхова ("зовомого тогда "Мутная") был построен город Словенск Великий ("а иже ныне - Нов град"). "И от того времени новопришельцы скифстии начата именоватися словены...". Далее легенда излагает древнее предание:
"Болший сын оного князя Словена - Волхов бесоугодный и чародей, лют в людех тогда бысть и бесовскими ухищрении и мечты творя и преобразуяся во образ лютого зверя коркодела и залегаше в той реце Волхове водный путь. И непоклоняющихся ему овых пожираше, овых изверзая потопляше.» "Наше же христианское истинное слово... О сем окаянном чародеи и волхве - яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтании бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег против волховного оного городка, иже ныне зовется Перыня. И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою. И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым. И по трех убо днех окаянного того тризнища просядеся земля и пожре мерзкое тело коркоделово. И могила его просыпася над ним купно во дно адово, иже и доныне, якоже поведают, знак ямы тоя стоит не наполняйся»[vi]
1517 и 1526.
Записки австрийского посла в России Сигизмунда Герберштейна, посетившего Россию дважды сообщают нам:
"Эта область (Жемайтия – Г.Б.) изобилует рощами и лесами, в которых иногда можно видеть привидений… Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят в своих домах (вроде пенатов) неких змей на четырех (коротких) лапках, напоминающих ящериц, с черным жирным телом, не более трех пядей в длину; называются они giwoites… В установленные дни они производят в домах очищающие обряды и, когда змеи выползают к поставленной пище, всем семейством со страхом поклоняются им до тех пор, пока те, насытившись, не вернутся на свое место. Если с ними случается какое-либо несчастье, они приписывают это тому, что плохо кормили и принимали домашнее божество (змею)"[vii].
Исполинская японская саламандра. Напоминает описание нашего гивоита?
Хочется обратить внимание читателей, что австрийский посол, хоть и едет по территории России, но обряд ритуального кормления гивоитов он фиксирует не у русских, а у жемайтов[viii]. И хоть это и говорит о разном отношении балтов и славян к коркодилам, тем не менее, регион-то один и ландшафт и климат одинаковые. И коркодилы населяли его повсеместно. Интересно жемайтское название коркодилов «giwoites», родственное русскому слову «животы». Так русские обычно называли обобщенно всю домашнюю скотину. Очень может быть, что у жемайтов, «giwoites», это не название вида животных, а обобщенное нарицательное, как и у русских, то есть – «животы», скотина, домашние животные.
Следующее сообщение летописца из Пскова.[ix]
1582 год.
"В лета 7090… того же лета изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша. Того же году представися царевич Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день."
Перескажем. Вышли коркодилы лютые из реки и перекрыли путь. Покусали (возможно, что и съели кого) многих людей и ужасались люди и молились богу везде. А ещё и попрятались, а крокодилов иных убили. И было это 2 декабря. (по новому стилю).
Меня смущает в этом сообщении ни то, что вышли коркодилы из реки, а то, что в начале декабря обычно реки уже стоят замерзшими. Но даже если допустить, что зима случилась очень тёплая и реки не встали, то всё равно, удивляет холодовая устойчивость коркодилов. Кто-то из авторов – исследователей этого странного события озвучил предположение, что де, под Псковом разбежался какой-то проезжий зверинец. Однако, мне кажется, что это не так. Любые заморские крокодилы не выдержали бы такой холодной температуры. Если бы это событие произошло летом, то можно было бы такое допустить. К тому же, коркодилов было явно, очень много, в таком количестве они в зверинце не нужны. Судя по тому, что рептилии в декабре вели себя активно, это были какие-то местные существа, привычные к холоду. Хоть это и не характерно для современных рептилий, создаётся впечатление, что эти коркодилы были теплокровными или холодноводными. Такое странное всплесковое перемещение животных в природе случается. По всем признакам это была миграция, не обычная. Но чем она была вызвана?
Размышляя об этих коркодилах, я думал, что при нашем климате они должны бы ложиться в зимнюю спячку. Проведя в анабиозе зиму, подобно нашим змеям, по весне они бы выходили наружу. Может быть, действительно, случилась очень тёплая зима и, уже залегших зимовать животных разбудила длительная оттепель. Это и могло вызвать их массовую миграцию и неоправданную агрессивность. Как бывает подобное у разбуженного оттепелью медведя – шатуна.
Вот еще одна запись.
1589 год.
Запись сделана агентом Английской торговой компании Джеромом Горсеем. В году в Польше, по дороге в Россию, он стал участником необычного события, зафиксированного в его дневнике:
"Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь, что чудесно поправился"[x].
Русский лубок. Баба Яга едет с коркодилом драться.
Обратите внимание, что все события с упоминанием массовых встреч с коркодилами приходятся на период с 1517 - 1589 год.
Это длительный период времени, сравнимый с продолжительностью существования Советского Союза. Ни о каких «разбежавшихся зверинцах» речи быть не может. Вероятно, всё же, что тогда было временное потепление, длившееся около 100 лет. Примечательно, что коркодилы изумляют, в первую очередь, иностранцев. Это говорит о том, что в Западной Европе таких животных нет или меньше чем у нас, а так же о том, что русские с ними знакомы. В псковском летописном сообщении, говорится не об удивительном звере коркодиле, а об необычном поведении этих животных. Они двигались куда-то массой, перегораживая дороги и нападали на людей. Память о коркодилах закреплена и в топонимах. Так, например, в Подмосковье, под городом Клином, некогда существовал Спас-Крокодильный монастырь (ныне село Спас-Коркодино).
А это уже Ним(Франция) Тоже коркодил. Но уже насытившийся


Древнерусское и церковнославянское слово «коркодилъ» Происходит от греч. κροκόδειλος «крокодил, ящерица». Современное русское слово «крокодил» — (по мнению филологов) заимствовано с запада, возможно от немцев Krokodil приблизительно в ХVI веке. Есть ещё попытка вывести происхождение слова от славянского слова «корка», имея ввиду грубую шкуру крокодила. Наверное, в этом случае мы имеем дело с народной этимологией. Подобно тому, как поморы называли Стокгольм, Стекольным, по созвучию и из-за того, что там производили стекло. Впрочем, среди славянских демонов болезней, встречающихся в русских заговорах есть, двенадцать сестриц трясовиц - лихорадок. Имена их известны. Так вот одну из них именуют Коркодия. Может быть, есть связь между именем этой демоницы и вполне плотского коркодила? Не знаю. Не исключено, что тут есть и какая-то параллельная этимология слова, возникшая на славянской почве. Упомянул об этом, только для того, чтоб заинтересовать исследователей, которые может быть, будут разрабатывать далее эту тему.
Я далее буду употреблять слово «коркодил», в тех случаях, когда речь идёт не о известных нам животных – крокодилах, а о некоем существе, похожем на крокодила, которое на Руси называлось «коркодил». На поверку, оно может оказаться и ящерицей и тритоном и саламандрой. Мы не знаем точно, что это было за животное. Возможно, то обстоятельство, что русских коркодилов именуют не русским названием и подвигло Бориса Александровича искать другое - славянское слово для их обозначения. Может, так постепенно, перебирая варианты, он и пришел к термину «ящер».

Дело, так же, в том, что коркодилы ни когда не обожествлялись на Руси. Они воспринимались как зловредные животные, причиняющие людям всяческие неудобства, и более ни как. Тот случай, что колдун Волхов оборачивался в коркодила, совершенно не делает коркодила славянским богом. Оборачиваться на Руси любили и в волков и в лягушек и в свиней… и это ничуть, не сделало этих животных богами. Цитируя сообщения о коркодилах, как доказательство существования ящера, надо помнить, что коркодилы воспринимались всегда без симпатии и не считались богом, а слово ящер и вовсе не употреблялось, ни в качестве названия животного, ни в качестве имени бога.
Перечислим в хронологическом порядке известные нам сообщения о коркодилах.
Первое из известных сообщений о коркодилах мы не можем точно датировать. но было это в легендарные времена. Два племенных вождя - Словен и Рус - начали искать во Вселенной "места благопотребна", "яко орли острокрилатии перелетаху сквозе пустыня". Спустя 40 лет блужданий они достигли огромного озера, названного в честь сестры Словена Илмеры. На берегу Волхова ("зовомого тогда "Мутная") был построен город Словенск Великий ("а иже ныне - Нов град"). "И от того времени новопришельцы скифстии начата именоватися словены...". Далее легенда излагает древнее предание:
"Болший сын оного князя Словена - Волхов бесоугодный и чародей, лют в людех тогда бысть и бесовскими ухищрении и мечты творя и преобразуяся во образ лютого зверя коркодела и залегаше в той реце Волхове водный путь. И непоклоняющихся ему овых пожираше, овых изверзая потопляше.» "Наше же христианское истинное слово... О сем окаянном чародеи и волхве - яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтании бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег против волховного оного городка, иже ныне зовется Перыня. И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою. И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым. И по трех убо днех окаянного того тризнища просядеся земля и пожре мерзкое тело коркоделово. И могила его просыпася над ним купно во дно адово, иже и доныне, якоже поведают, знак ямы тоя стоит не наполняйся»[vi]
1517 и 1526.
Записки австрийского посла в России Сигизмунда Герберштейна, посетившего Россию дважды сообщают нам:
"Эта область (Жемайтия – Г.Б.) изобилует рощами и лесами, в которых иногда можно видеть привидений… Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят в своих домах (вроде пенатов) неких змей на четырех (коротких) лапках, напоминающих ящериц, с черным жирным телом, не более трех пядей в длину; называются они giwoites… В установленные дни они производят в домах очищающие обряды и, когда змеи выползают к поставленной пище, всем семейством со страхом поклоняются им до тех пор, пока те, насытившись, не вернутся на свое место. Если с ними случается какое-либо несчастье, они приписывают это тому, что плохо кормили и принимали домашнее божество (змею)"[vii].
Исполинская японская саламандра. Напоминает описание нашего гивоита?
Хочется обратить внимание читателей, что австрийский посол, хоть и едет по территории России, но обряд ритуального кормления гивоитов он фиксирует не у русских, а у жемайтов[viii]. И хоть это и говорит о разном отношении балтов и славян к коркодилам, тем не менее, регион-то один и ландшафт и климат одинаковые. И коркодилы населяли его повсеместно. Интересно жемайтское название коркодилов «giwoites», родственное русскому слову «животы». Так русские обычно называли обобщенно всю домашнюю скотину. Очень может быть, что у жемайтов, «giwoites», это не название вида животных, а обобщенное нарицательное, как и у русских, то есть – «животы», скотина, домашние животные.
Следующее сообщение летописца из Пскова.[ix]
1582 год.
"В лета 7090… того же лета изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша. Того же году представися царевич Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день."
Перескажем. Вышли коркодилы лютые из реки и перекрыли путь. Покусали (возможно, что и съели кого) многих людей и ужасались люди и молились богу везде. А ещё и попрятались, а крокодилов иных убили. И было это 2 декабря. (по новому стилю).
Меня смущает в этом сообщении ни то, что вышли коркодилы из реки, а то, что в начале декабря обычно реки уже стоят замерзшими. Но даже если допустить, что зима случилась очень тёплая и реки не встали, то всё равно, удивляет холодовая устойчивость коркодилов. Кто-то из авторов – исследователей этого странного события озвучил предположение, что де, под Псковом разбежался какой-то проезжий зверинец. Однако, мне кажется, что это не так. Любые заморские крокодилы не выдержали бы такой холодной температуры. Если бы это событие произошло летом, то можно было бы такое допустить. К тому же, коркодилов было явно, очень много, в таком количестве они в зверинце не нужны. Судя по тому, что рептилии в декабре вели себя активно, это были какие-то местные существа, привычные к холоду. Хоть это и не характерно для современных рептилий, создаётся впечатление, что эти коркодилы были теплокровными или холодноводными. Такое странное всплесковое перемещение животных в природе случается. По всем признакам это была миграция, не обычная. Но чем она была вызвана?
Размышляя об этих коркодилах, я думал, что при нашем климате они должны бы ложиться в зимнюю спячку. Проведя в анабиозе зиму, подобно нашим змеям, по весне они бы выходили наружу. Может быть, действительно, случилась очень тёплая зима и, уже залегших зимовать животных разбудила длительная оттепель. Это и могло вызвать их массовую миграцию и неоправданную агрессивность. Как бывает подобное у разбуженного оттепелью медведя – шатуна.
Вот еще одна запись.
1589 год.
Запись сделана агентом Английской торговой компании Джеромом Горсеем. В году в Польше, по дороге в Россию, он стал участником необычного события, зафиксированного в его дневнике:
"Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь, что чудесно поправился"[x].
Русский лубок. Баба Яга едет с коркодилом драться.
Обратите внимание, что все события с упоминанием массовых встреч с коркодилами приходятся на период с 1517 - 1589 год.
Это длительный период времени, сравнимый с продолжительностью существования Советского Союза. Ни о каких «разбежавшихся зверинцах» речи быть не может. Вероятно, всё же, что тогда было временное потепление, длившееся около 100 лет. Примечательно, что коркодилы изумляют, в первую очередь, иностранцев. Это говорит о том, что в Западной Европе таких животных нет или меньше чем у нас, а так же о том, что русские с ними знакомы. В псковском летописном сообщении, говорится не об удивительном звере коркодиле, а об необычном поведении этих животных. Они двигались куда-то массой, перегораживая дороги и нападали на людей. Память о коркодилах закреплена и в топонимах. Так, например, в Подмосковье, под городом Клином, некогда существовал Спас-Крокодильный монастырь (ныне село Спас-Коркодино).
А это уже Ним(Франция) Тоже коркодил. Но уже насытившийся
